Поиск по сайту

Так что же это такое – адаптация?

11 ноября 2018 09:33

Так что же это такое – адаптация? 


материал подготовила психолог Евгения Пронь

Усыновители и те, кто только готовятся ими стать, часто слышат и употребляют сами это понятие – «адаптация». «А, это у вас адаптация...», «Я думала, что процесс адаптации уже завершился...», «Прежде всего, надо уделить внимание адаптации...» - и многие, многие другие фразы на эту тему слышу я, оказываясь в сообществе «Родных Людей». И складывается ощущение, что тут все просто, все должно быть человеку понятно. Слово-то понятно, а вот суть его, суть процессов - далеко не всегда. Особенно в повседневности, когда параллельно решаются многие личные, семейные, бытовые задачи. Я заметила, что некоторые родители не решаются спросить подробнее, чтобы не чувствовать неловкость и некомпетентность. В связи с этим мы решили начать публикацию на нашем сайте статей, посвященных теме адаптации.

Процесс этот подробно описывают в своей книге «Психологическая диагностика адаптации детей и родителей к усыновлению» Юлия Лахвич и Ольга Головнева. Они считают, что происходит одновременное «движение в трёх направлениях»: адаптация ребенка в семье, адаптация усыновителей к ребенку и адаптация семейной системы в целом к своему новому состоянию, «усыновительскому статусу».

Авторы предлагают различать первичную и вторичную адаптацию. Первичная – это первые 2-3 года жизни ребенка в семье. В этот период идут процессы взаимоприспособления, изучения и привыкания друг к другу. В семье идет перестройка привычной модели жизнедеятельности, сама семейная система изменяется в своем функционировании. В этот период формируются привязанности. Вторичная адаптация затрагивает более широкий спектр отношений, связей и контактов. Он связан с осознанием и принятием статуса своей семьи всеми членами семьи по сравнению с обычными семьями. Этот жизненный опыт встраивается во внутренний мир каждого члена семьи, принимается во внутрисемейных отношениях и осознанно, корректно выносится в более широкие социальные отношения.

Процесс адаптации включает в себя осознание, осмысление прошлого опыта ребёнка (самим ребёнком - и родителями); прошлого опыта родителей (опять же, самими родителями и ребёнком); соединение этих двух линий развития – без отрицания и неприятия какой-либо из них (в целом или частично) - и получении нового опыта совместной жизни. Важным является процесс формирования эмоциональной привязанности детей и родителей друг к другу. Умение видеть и принимать положительные стороны своих новых социальных ролей. Признавать различия по сравнению с обычным, «нормативным» родительством.

О том, как проявляются процессы адаптации на практике, рассказали в седьмом номере газеты «Домой» Наталья Мякинник и Наталья Микеня, педагоги-психологи Сморгонского СПЦ. И хотя речь в ней идёт о профессиональных приёмных семьях, мы посчитали полезным привести её без изменений для вас. Итак, …

 

«Адаптация детей в приемных семьях: опыт Сморгонского СПЦ»

 

Согласно английской пословице, хорошее начало — половина дела. Осуществляя сопровождение замещающих семей, педагоги-психологи Сморгонского социально-педагогического центра особое внимание уделяют первым дням, неделям, месяцам пребывания ребенка в новой семье, в новых условиях.

 


Этапы адаптации


Ученые выделяют три этапа адаптации ребенка в приемной семье: 

  1. «Знакомство», или «Медовый месяц»;
  2. «Возврат в прошлое», или «Регресс»;
  3. «Привыкание», или «Медленное восстановление».


Мы наблюдаем подобную последовательность этапов в каждой замещающей семье. И вместе с тем адаптация протекает со своими особенностями и зависит от многих факторов: возраста ребенка, особенностей темперамента и характера, опыта прошлой жизни. Приход ребенка в семью приводит к новым отношениям, перераспределению семейных ролей, возникновению новых привязанностей. А это означает, что приспосабливается не только ребенок, но и каждый член семьи. И чем больше людей включено в этот процесс, тем он сложнее. В норме адаптация ребенка к приемной семье длится около года.

В настоящее время [на 2014год] на сопровождении специалистов Сморгонского СПЦ находится три детских дома семейного типа, в которых воспитываются 24 приемных ребенка, и 25 приемных семей, в которых воспитываются 44 ребенка.

Основной задачей специалистов Центра является помощь приемному ребенку и приемным родителям в решении проблем адаптации в новых условиях и предупреждение их возникновения. Еще во время обучения кандидатов в замещающие родители мы знакомим участников с особенностями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, с этапами адаптации, а также возможными трудностями на каждом из них.

Как сделать так, чтобы, перешагнув порог нового дома, ребенок чувствовал себя комфортно? Прежде всего, необходимо дать ребенку информацию о том, что сейчас происходит в его жизни: кто, как и на какое время будет заниматься его воспитанием и почему. Поэтому еще до непосредственного переезда в новую семью с ребенком должен состояться разговор (возможно, не один), в котором, в соответствии с уровнем развития и понимания ребенка, будут обсуждаться важные вопросы:

Почему он находится в приемной семье и на какой период?

Какие есть возможности и способы общения с кровной семьей и другими значимыми для него людьми?

Кто теперь будет принимать решения вместо него и для него?

Как называть приемных родителей? Кого и о чем можно просить?

Кто является членами приемной семьи, родственниками?

Какие у ребенка обязанности?

Каковы правила и распорядок жизни семьи?

Какие существуют семейные традиции и ритуалы? 

Ответы приемных родителей и специалистов, сопровождающих семью, на эти вопросы помогут ребенку с первых дней проживания установить с новыми для него взрослыми доверительные отношения. Он будет чувствовать, что от него ничего не скрывают, ему не нужно будет притворяться, ведь приемные родители знают о его проблемах и трудностях. Обсуждая с ребенком вопросы помещения в новую семью, приемные родители уже могут предотвратить массу проблем, возникающих в процессе адаптации, и снизить тем самым уровень тревожности, страхов и волнений, показать ребенку понимание, принятие и готовность помочь.

Таким образом, еще на этапе подготовки к размещению ребенка в семью, специалисты Центра проводят многочисленные подготовительные беседы с ребенком и консультации с приемными родителями. В последующем участвуют в процессе знакомства ребенка и приемных родителей, помогая в организации общения, совместных игр или знакомства с другими приемными детьми и родственниками семьи.

Сопровождение приемной семьи после размещения ребенка подразумевает оказание психолого-педагогической помощи в решении возникающих проблем во взаимодействии членов семьи и преодолении трудностей в воспитании, обучении и развитии детей. 

Приемные родители должны быть готовы к тому, что в первый год проживания ребенка в семье им придется столкнуться со множеством проблем. Наиболее типичные из них:


проблемы, связанные с удовлетворением физиологических потребностей (питание, гигиена, соблюдение режима дня и т.д.);
воровство и обман;
сексуально-окрашенное поведение;
трудности во взаимоотношениях с биологическими родственниками ребенка;
различного рода соматические заболевания;
проблемы, связанные с переживанием психотравмирующих ситуаций и др

Приемным родителям следует помнить, что за любым действием или поступком ребенка стоит одна из основных потребностей, которую ему необходимо удовлетворить. Именно неудовлетворенные потребности подталкивают к определенному поведению, и чаще дети самостоятельно находят только негативные способы решения своих проблем. Следует всегда задаваться вопросом: чего именно не хватает ребенку, чего он хочет добиться своим поведением? Это и есть самое сложное — правильно интерпретировать его поведение. Понимание того, какие потребности пытается удовлетворить ребенок посредством своего поведения, может помочь приемным родителям найти приемлемые пути удовлетворения этих потребностей и, как следствие, решить проблемы поведения.

Кроме удовлетворения необходимых физиологических, эмоциональных и других потребностей, ребенок на первых этапах адаптации в приемной семье стремится, в первую очередь, к достижению стабильности и безопасности. Пережив множество психотравми­рующих ситуаций (насилие, безнадзорность, отобрание, размещение в приют, разлуку со значимыми взрослыми и, как итог, лишение родителей родительских прав), ребенок приходит в приемную семью эмоционально истощенным от количества переживаемых психологических травм и вместе с тем с надеждой на принятие, спокойствие, стабильность и безопасность. Другими словами, у приемных детей одним из основных мотивов поведения является обеспечение предсказуемости своей жизни, нетерпимость к переменам.


Праздник… со слезами на глазах

По традиции, на праздники, проводимые в приюте, мы приглашаем бывших воспитанников. Аня (11 лет), находившаяся в приемной семье около месяца, наотрез отказалась идти на утренник. Обеспокоенные приемные родители обратились к специалисту Центра, который спокойно и откровенно побеседовал с девочкой, чтобы понять, что стоит за ее отказом: имея прошлый негативный опыт, Анна предположила, что ее обманом возвращают в приют. Другими словами, девочке важно было знать, что после праздника она вернется домой. Приемные родители, получив необходимую консультативную помощь, в последующем в беседе с девочкой подробно рассказали ей о предстоящем мероприятии: разъяснили, зачем, на какое время они идут, как себя необходимо вести и что она будет делать на празднике. Также приемные родители привлекли Анюту к подготовке праздничного наряда, начали учить стихотворение. Только после этого, Аня успокоилась и начала с радостью ожидать утренника: она поняла, что идет в гости и после праздника обязательно вернется домой.

Причина такого поведения Ани — страх, что ее могут вернуть обратно в приют. Множество детей, устроенных в замещающие семьи, испытывают в первые месяцы подобные чувства и эмоции. Встреча с людьми «из прошлой жизни», насыщенность новыми событиями настоящей — чаще всего приводит детей к чувству замешательства, волнения и страха, которые провоцируют нежелательное поведение. В подобных случаях следует помнить о том, что ребенку необходимо максимальное количество информации о любой незнакомой для него ситуации, будь то поездка на пикник или приход ваших родственников в гости. Чтобы ребенок чувствовал себя комфортно, а вы не были ошеломлены его непредсказуемым поведением, поговорите с ним заранее и предоставьте ему необходимое время на осмысление.

 

Конфликты прошлого и настоящего

Одной из наиболее частых проблем в процессе адаптации является трудность в привитии необходимых культурно-гигиенических навыков и адекватное удовлетворении ребенком физиологических потребностей. Приемные родители часто бывают озадачены боязнью воды и процедуры купания дошкольников, нежеланием подростков следить за внешним видом, прической и одеждой. Многие дети-сироты, и дети, оставшиеся без опеки родителей, не умеют пользоваться бытовыми приборами, готовить и наводить порядок, отказываются от еды или имеют неуемный аппетит.

Одна приемная мама обратилась за помощью в решении следующей проблемы: с момента размещения 13-летнего Максима в их семью (около двух месяцев) подросток ест только в своей комнате и наотрез отказывается питаться за столом со всей семьей. Он не берет самостоятельно еду из холодильника, не угощается сладостями, стоящими на столе, не поддается на уговоры «положить добавки» или приготовить любимое блюдо специально для него. В комнате Максима взрослые обнаружили запасы еды.

Подростковый возраст — особенный период в становлении и развитии личности ребенка, особенно лишенного родительской опеки, имеющего массу негативного опыта и прекрасно понимающего всё происходящее в его жизни. В отличие от схожих проблем с принятием пищи и культурой поведения за столом дошкольников и младших школьников, которые в силу возраста непосредственны в удовлетворении потребностей и не обременены стереотипами поведения, подростки проявляют большую чувствительность и озабоченность мнением окружающих, своей собственной автономностью и, главное, положением в семье.

Психолог выяснил, что основной причиной такого поведения Максима являлся внутренний конфликт: желание быть полноправным членом семьи через принятие традиций и правил ее жизни и невозможность делать это по причине прошлого негативного опыта. То есть трудность установления привязанности и принятие бескорыстного отношения приемных родителей к ребенку-подростку за каких-то два месяца пребывания, чувство вины, сформировавшееся у Максима в процессе жизни в биологической семье, когда ему приходилось «воровать» еду или брать без спроса у выпивающих родителей, а потом и так же незаметно съедать ее в укромном месте, понимание того, что его растущий организм «съедает» больше, чем кушают другие дети в этой приемной семье — всё это и привело к поведению, которое так обеспокоило приемных родителей.

Работа с ребенком в данном случае велась на снятие немотивированного чувства вины, на разъяснение физиологических особенностей и потребностей растущего организма подростка. Консультативная помощь приемным родителям оказывалась в вопросах формирования привязанности через постоянное удовлетворение потребностей ребенка, совместное принятие решений, и постепенное привлечение Максима к участию в семейных традициях и ритуалах. Приемные родители еще раз переосмыслили историю жизни приемного ребенка, внесли в свою семейную жизнь значимые для подростка ритуалы его биологической семьи, что в еще большей степени способствовало установлению атмосферы доверия и принятия между ребенком и приемными родителями.


Про «это»

Иногда в поведении детей, лишенных родительской опеки, в стрессовых ситуациях, какой является их помещение в приемную семью, проявляются такие особенности развития ребенка, которые на первый взгляд кажутся несовместимыми с данным возрастом или уровнем развития. Это провоцирует у многих людей из окружения ребенка неоправданные страхи и тревоги о дальнейшем его полноценном развитии. Опытные приемные родители могут рассказать многочисленные случаи различного рода проявления материнской депривации у детей раннего возраста и дошкольников (мас­турбация, раскачивание, сосание пальцев и т.д.), а также то, какое влияние оказывает скрытое сексуальное насилие над детьми в их семьях на их дальнейшее развитие.

Вскоре после помещения в приемную семью 5-летняя Таня стала проявлять сексуально окрашенное поведение, ее игры имели сексуальный подтекст, что шокировало приемных родителей, членов семьи.

Почти все дети из неблагополучных семей в той или иной мере подвергались различным видам насилия, в том числе и сексуальному. Чаще всего они являлись свидетелями сексуальных отношений их родителей, имели неограниченный доступ к просмотру телепередач для взрослых и т.д., другими словами, получили жизненный опыт и знания, которые являются препятствием для полноценного развития. В таких случаях необходима индивидуальная работа специалиста с ребенком по определению совершённого над ним вида насилия и, в случае необходимости, проработка данной психологической травмы. В ситуациях переживания детьми материнской депривации одним из действенных методов может оказаться увеличение числа тактильных контактов (прикосновений, поцелуев, объятий и др.), удовлетворение эмоциональных потребностей детей, а также введение различного рода успокаивающих ритуалов. Детям, про деятельность, соответствующую возрастным задачам развития.

Работа с приемными родителями Тани в первую очередь была направлена на разъяснение причин появления такого поведения девочки, на принятие ими данной ситуации, как «нормальной», с учетом особенностей жизни ребенка в биологической семье. Поскольку все дети дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре проигрывают хозяйственно-бытовые и другие ситуации из жизни, можно предположить, что и Танюша в игре «проиграла» увиденное и услышанное ею ранее. Чтобы не закрепить у ребенка не­желательное поведение, приемные родители были обучены правильному реагированию на сексуально окрашенные игры ребенка (как на вербальном, так и на невербальном уровне). В дальнейшем они овладели эффективными способами и приемами поддержания здоровой дисциплины в процессе воспитания (игнорирование, поощрение, поддержка увлечений, создание условий для детского творчества и экспериментирования и т.д.). В рамках консультирования приемные родители также получили возможность проанализировать задачи возраста и личностные особенности девочки, определить ее сильные стороны и неравномерности развития, что позволило им определить конкретные приемы и методы индивидуальной и коллективной игровой де­ятельности девочки.

 

Микроклимат семьи

Невозможно описать все трудности приемных родителей и их детей, а также пути их решения, поскольку процесс адаптации приемного ребенка в новой семье индивидуален, как индивидуальна и неповторима его жизненная история. В этом процессе еще есть множество проблем, кроме описанных выше, например, отсутствие мотивации к обучению в школе, трудности поддержания взаимоотношений с биологическими родственниками, девиантное и делинквентное поведение детей и т.д. Однако нам хотелось бы еще раз подчеркнуть, что ни одна из проблем не может быть решена, если в семье нет отношений. Другими словами, важнейшей составляющей успешной адаптации ребенка является микроклимат внутри приемной семьи. Считается, что нет какого-то единственно правильного пути воспитания, как и нет безупречных воспитателей. В каждой семье — свои приоритеты. Главное, чтобы были учтены основные потребности ребенка. Тогда он вырастет счастливым.

Хочется сказать приемным родителям: не торопитесь, делайте всё осторожно; обращайтесь за помощью к специалистам — не берите весь груз ответственности на себя. Всегда помните, что первое время ребенок будет вести себя так, как вы бы того хотели — он изучает и знакомится с вами и вашей семьей; в дальнейшем, ощущая свою нарастающую привязанность к вам и, вместе с тем, боясь очередного предательства, он станет тем, кем является на самом деле. Он будет испытывать вас, вашу любовь и готовность помочь. И если вы действительно поможете ему совладать с собой в новых условиях жизни, он будет способен расти и развиваться! Ваше понимание, терпение, уважение и искреннее участие в жизни ребенка обязательно принесут положительные плоды.

Наталья МЯКИННИК,

Наталья МИКЕНЯ,

педагоги-психологи Сморгонского СПЦ.




Все документы