Поиск по сайту

Подготовка ребенка к … жизни в семье усыновителей

10 января 2019 21:06

Материал подготовила Евгения Пронь, психолог «Родных Людей»

 

Большая радость для многих, когда дети обретают семью, заботливых, понимающих и принимающих взрослых. У детей, в какой-то момент жизни оставшихся без попечения родителей, бывают совсем не радужные представления о том, кто такие взрослые и что такое семья. У детей уже может быть много страхов и сформированных психологических защит, связанных с семейной жизнью. Находясь в учреждении, куда они были изъяты из семьи, они могут не хотеть и даже бояться покидать это заведение. Страх сменить свое местонахождение может быть связан, например, с ожиданием, что кровные родители все же придут. И тогда кто-то будет этого ждать с надеждой, а кто-то бояться, что его накажут за предательство. Каждая история ребенка, его переживания уникальны и зависят от многих факторов его жизни. Это ведь может быть наша взрослая картинка, непонятная ребенку, что в семье усыновителей ему будет лучше. Поэтому важно внимательно подойти к истории ребенка, с большим интересом и бережностью к его внутреннему миру, с учетом его возрастных особенностей и особенностей развития. Узнать, кто для него взрослые, что для него семья, принять и помочь пережить чувства, которые будут подниматься. Это ювелирный и кропотливый труд, в первую очередь внимательного, заинтересованного, заботливого взрослого.

Приходя к нам в семьи, дети, несомненно, несут в себе груз прошлого, который не всегда очевиден, но о наличии, которого нам важно помнить. История ребёнка, его представления будут постепенно «распаковываться», становиться очевидными в период адаптации в семье усыновителей.

Взрослые, готовясь к встрече с ребёнком, проходят этап работы со специалистами, беседуют с психологами и опытными приёмными родителями. В то же время не менее важно готовить и ребенка к проживанию в семье, с учетом его личной истории, возрастных особенностей, внутриличностных трудностей. Своим видением о подготовке детей детского дома к проживанию в замещающей семье поделилась в третьем номере газеты «Домой» за 2015 г. Светлана Шашкина, педагог-психолог Гомельского детского дома.

 

Из детского дома в замещающую семью: особенности подготовки ребенка

 

Многие воспитанники детского дома росли в неблагополучных семьях. Впоследствии их родители были лишены родительских прав или приобрели заболевания, включенные в перечень заболеваний, при которых они не могут выполнять родительские обязанности. Кроме того, 13 детей поступили из замещающих семей, что наложило вторично негативный отпечаток на формирование привязанностей и доверия к взрослым.

Таким образом, основной контингент детей детского дома — это дети с нарушенными привязанностями, дети, которые подвергались жестокому обращению и насилию со стороны своих родителей и родственников, имеющие негативный, травматический опыт проживания в семье. В связи с этим психолого-педагогическая и реабилитационная работа с ребенком в детском доме направлена на преодоление предыдущего негативного опыта проживания в семье и повышение эффективности социально-психологической адаптации ребенка в новой, замещающей семье.

С учетом этих особенностей отработан алгоритм психолого-педагогической подготовки ребенка к проживанию в семье.

При разработке программы семейного жизнеустройства прежде всего учитываются потребности ребенка.

Эмоциональные потребности заключаются в необходимости оказания помощи по осознанию утраты биологических родителей, в нейтрализации страха отвержения, в позволении выражать чувства и желания по отношению к семейному устройству.

Потребности социализации — это помощь в осознании радостей и трудностей семейного устройства; познании истории своего рождения, истории биологической семьи, возможности восстановить связи с биологическими родственниками; в осознании, что любящие семьи получаются не только с рождением ребенка, но и с принятием его в семью.

Потребности идентификации: помощь в признании двойной наследственности ребенка (биологической и приемной), в убеждении, что он — ребенок долгожданный и любимый, что его существование и ценность как человека неизменны.

Психолого-педагогическая работа по подготовке ребенка к проживанию в семье состоит из двух этапов:

1 этап — предварительная подготовка, осуществляющаяся до знакомства с семьей.

2 этап — непосредственная подготовка, включающая знакомство ребенка с кандидатами в замещающие родители и передачу его в семью.

При разработке программы подготовки ребенка к проживанию в семье учитываются возраст, предшествующий семейный опыт ребенка, его психологические особенности. Важной частью подготовки ребенка к проживанию в семье является работа по его эмоциональной реабилитации, т.е. работа с чувствами ребенка по принятию им своего прошлого и настоящего. Целью этой работы является формирование у ребенка адекватного представления о том, что произошло, почему ребенок оказался в детском доме, снятие чувства вины, гнева, обиды. Важно при этом ничего не скрывать от ребенка, но найти такие слова, которые помогли бы ему понять родителей и ситуацию, в которой он оказался. Очень важным считаем разговор с ребенком о тяжелых переменах в его жизни, так как детские домыслы и страхи могут оказаться губительнее, чем реальные факты. Выясняем, как именно ребенок объясняет расставание с семьей. Часто дети склонны винить себя в несчастьях и принимать ответственность за события, причина которых вовсе не в них. Из опыта работы можно сказать, что подобный разговор очень объединяет, несмотря на его трудность. В разговоре необходимо помочь ребенку понять происходящее, рассказать о том, что будет дальше, как и с кем он будет жить. При этом нужно, чтобы ребенок задал вопросы и разрешил сомнения, которые у него есть, а не придумывал ответы сам. Очень важно дать понять ребенку, что боль в такой ситуации является естественной, что это часть процесса исцеления, она пройдет, а останется память. Необходимо дать возможность ребенку выразить переживания и помочь принять их.

Контакты с родителями, родственниками и другими близкими людьми позволяют ребенку не чувствовать себя брошенным и быстрее пережить боль от травмирующих изменений в его жизни, быстрее адаптироваться в новых условиях проживания, помогают ему преодолевать кризисные ситуации. Это позволяет откорректировать и смоделировать историю жизни ребенка. С момента поступления ребенка в детский дом начинаем изучать круг его родственников и значимых людей. Помогаем детям налаживать связи и отношения с их биологическими семьями: организуем переписку, телефонные звонки, встречи с тетями, дядями, бабушками и просто хорошими людьми. Работа с личной историей ребенка («Книга жизни», «Карты контактов», «Говорящие картинки») рассчитана на восстановление связей с кровными родственниками, осознание и принятие ребенком своего семейного прошлого. При обсуждении с ребенком его жизненной истории используется такая методика, как «Путешествие по жизни». Смысл ее заключается в том, что ребенку предлагается вспомнить наиболее важные события жизни, которые позволят увидеть перенесенные утраты и психологические травмы, обсудить с ним его чувства. Если у ребенка из семьи картина жизни развивается постоянно, то перед ребенком, разлученным с семьей, постоянно встают вопросы «кто я?», «откуда?», «куда я пойду?». Составление цепочки событий поможет сформировать у ребенка чувство безопасности, развить самосознание и представление этапов своей жизни.

Использование пособия «Говорящие картинки» помогает детям рассказать о себе, своих привязанностях, ожиданиях. При этом дети имеют возможность выразить чувства посредством рисунков.

Более инструктивной является методика под названием «Запутанный мир слов». Целью ее использования является следующее: выявить надежды ребенка, его фантазии о будущем, изучить привязанности, помочь ребенку в осознании чувств к значимым в его жизни людям, выявить тайные страхи. Практика работы показывает, что эта методика является наиболее подходящей в работе с детьми с особенностями психофизического развития, поскольку они затрудняются описать ситуацию и связно рассказать о себе.

Книга Жизни

Снять чувство вины, неопределенности и гнева в ситуации разлуки с родными помогает создание совместно с ребенком «Книги жизни». «Книга жизни» — это альбом-дневник, включающий в себя описание основных событий, которые произошли с ребен­ком, а также фотографии, рисунки, документы (или их копии), краткие сведения о значимых для него людях. Степень участия ребенка в составлении альбома-дневника определяется возрастными возможностями и особенностями психофизического развития. Создание «Книги жизни» позволяет ребенку не забыть, а в некоторых случаях восстановить свое прошлое, связать некоторые события с настоящим и задуматься о будущем. Кроме того, совместный процесс создания «Книги жизни» позволяет ребенку и взрослому непринужденно обсуждать важные факты биографии ребенка, а также людей, которые играли в ней значимую роль. Этот вид деятельности способствует формированию доверительных отношений, привязанности между ребенком и взрослым. Составление «Книги жизни» позволяет ребенку раскрыться, «отработать» негативные эмоции, завершить мучительные для него ситуации. Составляя историю жизни ребенка, мы используем метод В.С. Мухиной (создания мифа о позитивного прошлого ребенка). Это способствует восприятию ребенком родителя как значимого в его жизни человека, который не справился с обязанностями.

Интересной и эффективной технологией является песочная игротерапия. Песочницу можно использовать как диагностическое средство. Ее использование позволит ребенку понять свои чувства, переосмыслить негативный опыт проживания в биологической семье, проиграть модели семейных отношений в замещающих семьях.

Одним из эффективных методов работы с детьми, имеющими особые потребности, является сказкотерапия. Например, программа «Сказки звездной страны Зодиакалии» (цикл медитативных сказок, разработанный специалистами Международного института сказкотерапии Санкт-Петербурга) направлена на раскрытие изначального потенциала личности и ее самооценки.

Актуальность данной технологии заключается в том, что в сказках заложена идея уникальности каждого человека. Это понимание особенно важно для детей с особенностями психофизического развития, которые лишены родительской любви.

Необходимой частью подготовки ребенка к проживанию в семье является формирование у него адекватного образа семьи. В этом направлении педагогический коллектив детского дома работает по специально разработанной программе социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (авторы Л.И. Смагина, А.К. Воднева), главная роль в которой отводится формированию положительного образа семьи. Для реализации этой программы проводятся занятия «Семья моей мечты», «Принимаем гостей», «Строим дом» и др.

Непосредственную подготовку к жизни в семье ребенок может получить в патронатной семье. Цель патронатного воспитания — помочь ребенку обрести положительный опыт проживания в условиях семьи, ощутить себя ее полноценным чле­ном.

Хорошей формой работы с использованием специальных приемов, позволяющих ребенку увидеть положительные и негативные стороны своей семьи, является неформальная беседа. Используются естественные ситуации для проведения бесед с детьми о том, какой может быть семья. Дети очень любят рассказы работающих с ними взрослых об их детях. Обсуждение смешных, интересных случаев, отражающих детско-родительские отношения, также обучает ребенка правильным взаимоотношениям в семье. Положительный эффект имеют комментарии воспитателей и детей в ходе просмотров художественных фильмов или обсуждения прочитанных книг. Ролевые игры, как, например, «Дочки — матери», позволяют корректировать представления детей о жизни в семье. Этому же способствуют такие виды работ, как рисование, написание сочинений на тему семьи. Для детей дошкольного возраста доступна работа с картинками, совместное сочинение сказок о хорошей семье.

Одной из мер по подготовке ребенка к жизни в семье является формирование у ребенка желания жить в замещающей семье. Некоторые дети не желают, отказываются от новой семьи в связи со страхом любых изменений в жизни. Опыт нашей работы показал, что чем старше ребенок и чем сильнее он пострадал от отношения взрослых, тем больше ему потребуется времени на знакомство с замещающими родителями и принятие решения о визите в дом потенциальных родителей. Мы учитываем эту особенность. Наши наблюдения показывают, что зачастую отказ ребенка от встречи с потенциальным замещающим родителем не вызван отсутствием у него желания встречаться, а сопряжен с возникающими у детей опасениями новых разочарований, со страхом не понравиться взрослому и попасть в зависимость от «чужого взрослого».

Первая встреча ребенка с кандидатами в замещающие родители должна проходить в присутствии человека, которому ребенок доверяет. Обычно такие встречи проходят в игровой комнате, где у потенциальных замещающих родителей и детей есть возможность познакомиться через совместную деятельность. Если между ребенком и взрослым появилось доверие, желание развивать отношения, то настало время организовать его пребывание в семье в выходные, каникулярные дни. Решение о возможности переезда ребенка в замещающую семью принимается по результатам таких встреч, знакомств, временных пребываний в семье. Переезд ребенка в замещающую семью также готовится. Работа на этом этапе направлена на снятие естественного опасения, уменьшение чувства тревоги у ребенка, ведь многие люди испытывают естественное волнение, дискомфорт, переходя от одного, уже привычного образа жизни к другому. Чтобы помочь ребенку осознать свои чувства, переживания при переходе в замещающую семью, используются специальные сказочные истории: «Утенок Денис», «Миша и Маша пере­езжают», «Твоя история».

Накануне дня, когда планируется переезд ребенка в семью, целесообразно провести ритуал прощания ребенка с воспитателями и воспитанниками. Порядок его проведения может быть выработан совместно с детьми либо предложен детям взрослыми. Важно, чтобы в ходе прощания у детей и взрослых удалось вызвать два чувства. Первое — грусть оттого, что с ребенком нужно прощаться, и второе — радость за него, потому что из хорошего места проживания, где его все любят, он уходит в еще лучшее.

Необходимость проведения ритуала прощания вызвана рядом причин:

— он позволяет скорректировать негативные эмоции «невыбранных» детей, смириться с тем, что они остаются в детском доме; ритуал в целом оптимизирует взаимоотношения в группе, показывает каждому, что если следующим будет он, то к этому отнесутся доброжелательно;

— для передаваемого в семью ребенка ритуал прощания выступает в качестве своеобразной границы между двумя этапами жизни. Хорошие пожелания друзей и воспитателей поднимают его самооценку и укрепляют уверенность в себе. Это позволяет ему легче адаптироваться в приемной семье.

При прощании можно сделать совместные фотографии детей и работников детского дома. Впоследствии эти фотографии позволят реконструировать историю жизни ребенка, рассказать о его появлении в семье. Какие-нибудь предметы (игрушки, одежда и др.), которыми ребенок пользовался и дорожил, могут быть использованы для облегчения адаптации в новом доме. Если это любимая игрушка, можно говорить с ребенком о ее переезде на новое место, просить поддержать игрушку, потому что та «немного напугана переездом». Такой предмет играет роль мостика между предыдущим местом жительства и новым, давая ребенку почувствовать, что его прошлое не было отрезано. В день переезда ребенок должен быть привлечен к упаковке вещей, которые он возьмет с собой. Необходимо, чтобы взрослые, которые работают с ребенком, попрощались с ним и одобрили переезд. Ребенок должен чувствовать, что его здесь любили и ценили, его переезд поддержали люди, которым он доверяет. Прощаясь с ребенком, желательно дать ему контактные телефоны, по которым он сможет позвонить в детский дом в любых затруднительных ситуациях. Это позволит ребенку чувствовать себя более защищенным.

Таким образом, процесс подготовки ребенка к проживанию в замещающей семье носит комплексный характер, в нем участвует весь коллектив детского дома. Опыт работы по устройству воспитанников детского дома в семьи показывает, что использование в практической работе с ребенком вышеописанных форм, методов и приемов помогает ему менее болезненно прожить новое состояние, пережить опыт прошлого, успокоиться и адекватно воспринять информацию о том, что есть люди, готовые стать его новой семьей.

Светлана ШАШКИНА,

педагог-психолог Гомельского детского дома.

 

 

 

 

 

 



Все документы