Поиск по сайту

Сенсорная интеграция и приёмный ребёнок

24 ноября 2019 21:46

Если вы введете в строку поисковика словосочетание «сенсорная интеграция», то большинство ссылок будет на статьи про детей с аутизмом. «Причем тут приемные дети?» - спросите вы. Об этом мы говорили на прошедшем семинаре с начинающим  нейропсихологом, специалистом по сенсорной интеграции и поведенческой терапии Мариной Залатаревич.

Ребенок приходит в семью с опытом психологической травмы – все приемные родители об этом знают еще до начала своего пути родительства. Но кроме этого они сталкиваются с проблемами, которые невозможно описать каким-либо медицинским диагнозом или психологическим термином. Специалисты по работе с приемными детьми всё чаще упоминают о реактивном расстройстве привязанности, но вместе ним часто у детей бывают и другие особенности, очень похожие на аутистические черты: гипо- и гиперчувствительность к раздражителям, гипервозбудимость, нарушения речевого развития и моторики, самостимуляции. И можно было бы по всем этим признакам состояние ребенка назвать «вторичным аутизмом», но есть существенные отличия: эти признаки затрагивают преимущественно сенсорную систему ребенка, когнитивная при этом может быть близка к норме по возрастному развитию.

И когда усыновители просто начинают насыщать ребенка сенсорным опытом – играть с песком, водой, грязью, камнями, вымазываться в краски и пену, бегать под дождем и валяться в снегу – замечают, что ребенок выходит из состояния «замороженности» или уменьшается возбудимость, начинается развитие речи и познавательной активности. Но, если бы всё было так просто! Сенсорная интеграция – это совсем не про камни и песок, а про глубокие процессы, о которых полезно знать каждому приемному родителю.
Мы не будет в этой статье подробно рассказывать о сенсорной интеграции и подробно о ее нарушениях: об этом много статей в русскоязычном интернете. В частности, на большом ресурсе Ассоциации специалистов сенсорной интеграции www.sensint.ru.

Поделимся основными моментами, касающимися особенностями в этой сфере у приемных детей.

Что же такое сенсорная интеграция?
Сенсорная интеграция (СИ) - это процесс, во время которого нервная система человека получает информацию от рецепторов всех чувств (осязание, вестибулярный аппарат, ощущение тела или проприоцепция, обоняние, зрение, слух, вкус), затем организует их и интерпретирует так, чтобы они могли быть использованы в целенаправленной деятельности. Другими словами, это адаптационная реакция (адаптивный ответ), служащая для выполнения определенного действия, принятия соответственного положения тела, и т.п. У большинства людей процесс сенсорной интеграции происходит автоматически, обеспечивая реакции, соответственно требованиям окружения, и обуславливает правильное сенсомоторное развитие. В случае возникновения нарушений обработки сенсорных сигналов будут появляться дисфункции в моторном, познавательном развитии, а также в поведении ребенка.

Целью терапии процесса сенсорной интеграции является предоставление такого количества соответствующих сенсорных, вестибулярных, проприоцептивных и тактильных стимулов, чтобы создать условия для нормальной работы центральной нервной системы. Желаемые адаптационные реакции появятся естественным образом в качестве последствия функционирования нервной системы. Процесс сенсорной интеграции начинается с первых недель внутриутробной жизни и наиболее интенсивно протекает до конца дошкольного возраста. С развитием сенсорной интеграции связана деятельность человека в целом. Создателем метода сенсорной интеграции является эрготерапевт Энн Джин Айрес, научный сотрудник Южно-калифорнийского университета в Лос-Анджелесе. Известная книга «Ребенок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития» стала своеобразным учебником для всех специалистов, работающих в сфере СИ.

Обработка сенсорной информации — это наша способность воспринимать информацию от органов чувств (прикосновение, движение, запах, вкус, зрение, слух), организовывать и интерпретировать эту информацию, а также реагировать на нее.

У большинства людей это происходит автоматически. Мы слышим, что кто-то с нами говорит, наш мозг получает этот входной сигнал и распознает, что это голос с нормальной интонацией, и мы реагируем соответствующим образом.

Дети с сенсорной дезинтеграцией воспринимают все по-другому. Сенсорная дезинтеграция (или нарушения обработки сенсорной информации – НОСИ) влияет на способ, которым мозг интерпретирует входную информацию. Она также влияет на то, как дети реагируют на эту информацию эмоционально, двигательно и т. п., например, некоторые дети чрезмерно реагируют на сигналы и чувствуют себя так, будто они постоянно подвергаются бомбардировке сенсорными стимулами. Они пытаются избежать или минимизировать чрезмерные стимулы, избегая прикосновений или какой-либо одежды.

Некоторые дети недостаточно чувствительны и обладают ненасытным стремлением к сенсорной стимуляции. Они постоянно ищут стимулы, выполняя опасные действия, слушая громкую музыку, непрерывно двигаясь. Иногда они не замечают боль, слишком горячие или холодные предметы. Некоторые дети испытывают трудности в различении разных типов стимулов.

Многие приемные родители уделяют внимание когнитивному развитию ребенка, и это вполне естественно, ведь дети приходят в семью в подавляющем большинстве случаев с задержками в психо-речевом развитии. Но при больших успехах в реабилитации детей, в школьном возрасте появляются сложности в обучении и проблемное поведение, причины которых порой трудно понять.

Вроде и речь развивается, и читать учится – но выполнять задания отказывается, игнорирует требования и нормы, сидеть за партой просто не может, роняет карандаши, не видит строчки на письме, не может завязать шнурки…. Да, этот список можно продолжать долго, точно так же, как можно долго назначать детям ноотропы – а проблемы не решаются. Потому что в основании развития ребенка лежит развитие его сенсорной сферы - а в раннем детстве дети лишены в полной мере сенсорного насыщения, даже в самом лучшем учреждении с сенсорными комнатами.

Нет близкого взрослого, который обнимает, тем самым давая опыт телесного контакта и ощущение своего тела в пространстве - ребенок не чувствует своего тела, поэтому ему сложно сидеть за партой, ведь мозг забывает, где находится нога, а где рука. Грубо, но именно так работает наша проприоцептивная система, и, если в ней неполадки – они влияют и на когнитивные процессы.

В этом видео доступно показано, как чувствует себя ребенок с нарушениями развития проприоцептивной чувствительности.


Но не только проприоцевтивная система имеет такое влияние на общее развитие человека, но и все сенсорные системы.


На слайде "Нарушение сенсорно-эмоциональных связей" хочется остановиться подробнее. Лимбическая система касательно темы приемных детей является тем органом, котрый напрямую влияет на многие бессознательные процессы, и именно оттуда родители зачастую получают «привет из прошлого». К примеру, ребенок не может произнести слово «мама», потому что оно связано с его травмирующим прошлым. Делает вид, что не слышит его – а на самом деле лимбическая система блокирует травмирующий сигнал еще на подходе к слуховой зоне мозга, и мозг не воспринимает это звуковое сочетание. Или еще один яркий пример: на каждом детском празднике ребенок впадает в истерику и непонятный плач, просит его увести, закрывает уши, когда слышит радостные (!) крики и веселые (!) песни. Возможнт, что под Новый год начинаются массовые посещения детей-сирот различными организациями с благотворительными концертами и подарками. И вроде инициатива хорошая – а приемный родитель в семье получает вот такой «привет из прошлого». Лимбическая система ребенка получает травмирующий сигнал и выдает на него не адаптивный ответ в виде возбуждения и чувства горя. Именно поэтому многие организации по помощи приемным семьям в последние годы пишут послания с просьбами прекратить посещения детей ранннего возраста в Домах ребенка.

Нарушений в работе сенсорных систем несколько, поэтому именно в начале школьного обучения, которое требует их слаженной работы, и появляются характерные трудности.

Зачастую детям с сенсорной дезинтеграцией могут поставить различные медицинские диагнозы. Чаще всего от приемных родителей мы слышим СДВГ - синром гиперактивности с дефицитом внимания.
А на самом деле за ним может скрываться сенсорная дезинтеграция.

Как понять, что у вашего ребенка есть нарушения сенсорной интеграции?

В проследнее время среди современных родителей получает широкое распространение практика нейропсихологической диагностии развития ребенка у нейропсихолога. Особенно это актуально для приемных детей: нейропсихолог может помочь с выявлением особеннстей развития. По опыту наших родителей можно сделать вывод, что у детей , которые в раннем детстве имеют опыт депривации, развитие мозга и нервной системы идет «мозаичным» образом: ребенок может быть гениален в одном, и совсем неспобен в другом, более обычном. К примеру, складывать трехзначные цифры в 6 лет, но не уметь застегивать молнию. Такие особенности развития могут быть на грани с диагнозами, и выбирать модель реабилитации сложно, но возможно.

Сложно сказать, что больше влияет на особенности развития приемных детей, всё в комплексе: и депривация, и неблагополучный пренатальный период, неэкологичные роды (гипоксия, кесарево сечение). Нейропсихолог может выявить и проблемы в сенсорной интеграции. Многим детям помогают занятия нейропсихологической коррекцией, нейрогимнастика в домашних условиях.
Как момочь ребенку именно в сфере сенсорной интеграции – об этом мы будем говорить на следующем семинаре с Мариной Залатаревич 26 ноября в 18-00. Узнаем подробнее о том, как создать среду для детей с сенсорной дезинтеграцией, что такое «сенсорная диета» и как помочь ребенку с различными видами нарушений. Даже если вы не были на первом семинаре – приходите! Мы надеемся, что эта статья поможет вам разобраться в теме сенсорной интеграции.





Все документы